Сценарий школьного праздника День победы — Мы помним о войне
Мероприятие для детей 7-15 лет. Можно провести в виде линейки на День Победы или в форме классного часа.
Ведущий:
- Добрый день, дорогие ребята! Мы собрались сегодня, чтобы вспомнить одну из самых торжественных дат нашей страны – победу в Великой Отечественной войне. Эта дата торжественная и печальная одновременно. Далеко не все защитники нашей Родины смогли отпраздновать этот день. Многие из них отдали свою жизнь за Родину. Давайте вспомним, как это было…
Выходят ученики, читают по очереди стихи:
1 ученик:
– Июнь. Никто не знал, что так спокойно
Бывает только в час перед войной,
И соловей, не зная, заливался,
И люди наслаждались тишиной.
2 ученик:
Никто тогда еще не ведал горя,
И люди спали, думая о том,
Что завтра будут делать они снова,
Проснулись утром – словно грянул гром.
3 ученик:
Выпускники из школы возвращались,
Не зная – завтра им в военкомат,
Пока же они строят свои планы,
О будущем, о счастье говорят…
Ведущий:
– 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну вероломно, без объявления войны.
Эта война стала особенной для всех в нашей стране. Ее назвали Великой Отечественной, потому что на борьбу с врагом поднялись все. В борьбе с врагом участвовали даже дети, тогда они носили гордое звание пионеров. Четверым из них: Марату Казею, Зине Портновой, Вале Котик и Лене Голикову – были присвоены звания Героев Советского Союза.Посмертно.
Они погибли, отдав свои юные жизни в борьбе с врагом, но люди не забыли о них. Имена пионеров-героев присваивали улицам, об их подвигах написано много книг, им посвящали статьи в газетах.
Да, детям в те годы приходилось взрослеть очень рано. Отцы уходили на войну, матери оставались с детьми дома. Старшие помогали воспитывать младших, а также шли работать в колхозы, на заводы. Они делали это не только, чтобы помочь родным, но и чтобы приблизить хоть на миг победу в этой жестокой войне.
Но не только работой приближали они победу. Многие из ребят, которым было всего 10-14 лет, уходили в партизанские отряды и становились юными партизанами. Как и взрослые, они ходили в разведку, помогали партизанам в других операциях, а потом, благодаря им, устраивались засады, взлетали на воздух эшелоны врага.
Выходит ученик, читает стихотворение:
Ученик:
В маленькой деревеньке
Жил мальчик, такой же, как все,
Утром – довольно частенько,
В лес уходил по росе.
По селам ходил он с сумкой,
Нищим себя представлял,
Да только совсем не милостыню,
Сведения добывал.
Он все примечал в округе,
Ходил помогать на покос,
И немцы рвались на мине,
А поезд летел под откос.
Ведущий:
– Каждый ребенок приближал победу так, как мог. Кто-то помогал партизанам, кто-то вместо отца вставал к станку на заводе. Кто-то помогал матери. Они терпели голод и холод, они верили, что наш народ победит, и все снова будет хорошо. А пока надо только ждать и делать то, что нужно.
О судьбах детей военного времени стали узнавать только после войны. Так, людям стало известно о судьбе школьницы из Ленинграда, Тане Савичевой. Ей было тогда 11 лет.
Ленинград с сентября 1941 года и по январь 1944 года был окружен кольцом вражеской блокады. 900 дней и ночей продолжалась она. Немецкая авиация во время авианалетов уничтожила склады с питанием. Еды не было, доставить ее было невозможно. Только зимой по Ладожскому озеру была проложена Дорога жизни – по ней в город везли продовольствие. Немецкие самолеты бомбили эти машины, и они периодически уходили под лед. Людям в городе выдавали паек – рабочим было положено 250 граммов хлеба, а детям и служащим - всего 125 граммов. От голода, холода и постоянных артобстрелов за время блокады погибло 640 тыс. жителей легендарного города. Немцы рассчитывали, что остальные не выдержат и скоро сдадутся на милость врага. Но они не учли силы великого русского характера. Город выстоял, на его защиту встали даже дети.
Таня Савичева не воевала и не строила укреплений. Она писала историю своей семьи в блокаду. Благодаря ей, люди узнали о том, что у девочки была дружная семья, они жили на Васильевском острове мирно и тихо. Война отнимала у нее родных одного за другим.
Ученик читает стихи:
– Таня. Савичева Таня.
Ты для нас всегда жива.
Затаив свое дыхание,
Слышим мы твои слова.
Ведущий:
– Эти записи просто потрясли всех.
Таня писала, как и когда умирали ее родные. А умирали они от голода в холодном доме. Наконец наступил момент, когда Таня сделала такую запись:
«Савичевы умерли» «Умерли все» «Осталась одна Таня»
Потом Таню вместе с сиротами отправили в Горьковскую область, чтобы она могла восстановить свои силы. Но истощенный организм не выдержал, Таня умерла 23 мая 1944 года.
Ее дневник стал обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. Люди плакали, когда читали эти строчки. Сейчас дневник Тани Савичевой хранится в музее истории Санкт-Петербурга.
Ученик читает стихи:
- Танин дневник – это боль Ленинграда,
Люди читают, слезы глотая,
Скорбными сразу становятся лица…
Слышите? Все не должно повториться!
Ведущий:
– Наша страна потеряла в Великой Отечественной войне более 20 миллионов человек. Эта цифра кажется непонятной. Но только подумайте, если бы мы могли почтить память каждого одной минутой, то мы молчали бы 20 млн. минут.
Звучит торжественная музыка, на ее фоне ведущий говорит:
– Давайте вспомним тех, кто не вернулся с войны. Каждый кого-то потерял в этой войне – сына или брата, отца или деда. В каждой семье она оставила свой след.
Почтим память павших в борьбе за Родину. Наступает минута молчания…
В это время ученики школы возлагают цветы к памятнику неизвестному солдату или другому памятнику школы или города)
Ведущий:
– Война продолжалась долгие 1418 дней и ночей. Она казалась бесконечной, но люди верили, что победа наступит. И вот, наконец, этот счастливый час настал.
Звучит песня «День победы».
– День Победы, 9 мая, знает весь мир. Наши деды и прадеды долго шли к этому дню. Когда настал этот счастливый момент, вокруг царила радость и изумление. Вдруг вокруг наступила тишина. Та тишина, которая царила перед войной в июне 1941 года. Тишина, о которой успели забыть. Как радостно щебетали птицы. Какими красивыми стояли только что распустившиеся деревья. Но грусть всегда будет сопровождать этот великий день. Потому что мы помним, какой ценой было заплачено за победу. Потому что не всем удалось отпраздновать этот великий миг.
Проходят годы, но те, кто стал участником тех великих событий, не могут забыть о войне. О войне надо помнить и говорить о ней не только по праздникам. И нельзя допустить, чтобы она повторилась.
С Днем Победы, вас, дорогие ребята, уважаемые учителя! С великим праздником!